Формирование жизнеспособного подрастающего поколения - одна из главных задач коллектива детского сада. Мы целенаправленно работаем над созданием благоприятного здоровьесберегающего пространства, ищем новые современные методы и приемы, адекватные возрасту дошкольников, используем в работе передовой опыт. Первые шаги к здоровью, стремление к здоровому образу жизни, к познанию самого себя, формированию культуры здоровья делаются в дошкольном учреждении. Необходимость комплексного подхода к организации здоровьесберегающего пространства в дошкольном учреждении не вызывает ни у кого сомнения. Стараемся органически соединить между собой все элементы комплекса:
- образовательного,
- медико-профилактического,
- физкультурно-оздоровительного и спортивно-массового,
- психологического.
Основные направления создания здоровьесберегающего пространства в детском саду:
- Организация санитарно-эпидемиологического режима.
- Создание условий для физического развития детей.
- Организация лечебно-профилактической работы, направленной на снижение заболеваемости у детей.
- Обеспечение психологической безопасности детей во время их пребывания в детском саду.
Организация санитарно-эпидемиологического режима регламентируются целой серией нормативно-правовых и инструктивных документов, которые обязаны знать все работники дошкольного учреждения, а с некоторыми извлечениями из них нужно знакомить и родителей дошкольников. Одним из основных документов для нас является СанПиН 2.4.1.3049 - 13.
Регулярно на производственных совещаниях проводится изучение СанПиН. В приемной каждой группы имеется «Уголок здоровья», где воспитатели помещают не только рекомендации по укреплению здоровья детей, но и извлечения методических рекомендаций из СанПиН.
В здоровьесберегающем пространстве детского сада особое место занимает физкультурно-оздоровительная работа и правильная организация двигательной деятельности воспитанников с учетом возрастных психофизиологических и индивидуальных особенностей детей, времени года и режима работы детского сада.
В детском саду оборудован физкультурный зал для физкультурных занятий с разнообразным оборудованием, тренажерами. Все это повышает интерес малышей к физкультуре, увеличивает эффективность занятий, позволяет детям упражняться во всех видах основных движений в помещении.
В группах созданы уголки физической культуры, где располагается различный спортивный инвентарь, в том числе и для профилактики плоскостопия.
Отработана система физкультурно-оздоровительных мероприятий в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка. Применяют упражнения для профилактики и коррекции нарушения осанки и плоскостопия.
Каждый день ребенка в детском саду начинается с утренней гимнастики, в летнее время на свежем воздухе, которая позволяет получить заряд бодрости, дает стимул к рабочей активности на занятии. В образовательную деятельность мы включаем оздоровительные мероприятия: гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, физкультминутки, которые необходимы для снятия психоэмоционального напряжения у детей.
Физкультурные занятия разнообразны по форме и содержанию в зависимости от задач:
- Традиционные.
- Игровые в форме подвижных игр малой, средней и большой интенсивности.
- Сюжетно-ролевые.
- Тематические занятия.
- Занятия-тренировки - это закрепление знакомых детям упражнений, элементов спортивных игр.
- Занятия-зачеты для проведения диагностики по основным видам движений и развития физических качеств (2 раз в год).
- Спортивные праздники
- Дни здоровья
Крайне важно и необходимо формировать у детей каждой возрастной группы спокойную мотивацию выработки гигиенических навыков, умений, привычек, ведущих к сохранению здоровья, обеспечению здорового образа жизни, безопасности на дороге. Подобная задача может быть решена только совместными усилиями медиков, воспитателей, специалистов и родителей.
После занятий наступает время прогулок, происходит динамическая перемена деятельности. Поэтому наши прогулки состоят из подвижных и спортивных игр, эстафет и соревнований. Для этого на территории детского сада имеется спортивная площадка с «полосой препятствий», гимнастическими стенками, стадион с футбольными воротами, баскетбольными щитами. Кроме того, для активного отдыха летом в детском саду имеются велосипеды, самокаты, зимой – лыжи, санки.
В целях оздоровительной и лечебно-профилактической работы с детьми нами была разработана система профилактической и коррекционной работы, комплекс оздоровительных мероприятий по возрастным группам, приемы закаливания. Детским педиатром и медицинской сестрой проводится обследование физического здоровья детей. Учитывая индивидуальные особенности состояния здоровья, у детей определяются группы здоровья. На каждого ребенка составляется листок здоровья.
В детском саду проводится обширный комплекс оздоровительных мероприятий:
- Выполнение режима проветривания помещений - не менее 10 минут, каждые 1,5 часа.
- Правильная организация прогулок па свежем воздухе: дневная, вечерняя (в зависимости от погодных условий).
- Одежда по сезону на прогулке (индивидуальная работа с родителями).
- Облегченная одежда в помещение детского сада.
- Утренняя гимнастика с корригирующими и дыхательными упражнениями.
- Гимнастика после сна.
- Закаливающие процедуры (согласно возрасту детей):
- ходьба по водно-солевым дорожкам;
- обширное умывание после сна;
- воздушные ванны в сочетание с упражнениями и ходьбой по массажным дорожкам.
- Полоскание рта водой после каждого приѐма пищи.
- Летом:
- ходьба босиком по песку и траве;
- дозированные солнечные ванны;
- обливание ног и умывание после прогулки;
- сон с доступом свежего воздуха.
- Витаминотерапия (напиток из шиповника и С-витаминизация пищи).
- Вдыхание паров фитонцидов, точечный игровой массаж «волшебных» точек ушей (в период вспышки ОРВИ и гриппа).
- Физкультурные занятия (2 раза в неделю в спортивном зале и 1 раз на улице).
Обеспечение психологической безопасности детей во время их пребывания в детском саду строится на сотрудничестве психолога со всеми структурными подразделениями учреждения. Психолог выявляет факторы, способствующие возникновению и развитию стрессовых, невротических состояний у детей и помогает воспитателям в предупреждении нежелательных аффектных реакций детей. Сотрудники внимательны и отзывчивы к детям, уважительно относятся к каждому ребенку. Педагоги стараются эстетично оформить интерьер групповых, раздевальных и спальных комнат, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно в уютной обстановке.
Развивающая среда, современное дидактическое и игровое оборудование дают массу положительных эмоций, душевное равновесие. В детском саду создана логопедическая служба. Логопеды проводят групповые и индивидуальные занятия по исправлению дефектов речи. Эти занятия способствуют улучшению психического самочувствия детей.
Работа с сотрудниками – одно из важнейших направлений по укреплению и сохранению соматического, психологического и физического здоровья детей.
Для этого мы используем различные формы работы:
- Семинары
- Консультации
- Открытые просмотры.
- Медико-педагогические совещания
Важным направлением деятельности по формированию физически и психически здорового ребенка является работа с семьей. Для себя мы определили следующие задачи работы с родителями:
- Повышение культуры родителей.
- Установка на совместную работу с целью решения здоровьесберегающих задач.
- Привлечение родителей в образовательную деятельность.
Таким образом, одним из основных условий в укреплении здоровья дошкольников является теснейшее сотрудничество педагогов, психологов, медиков, родителей и детей.
Перспективы работы по данной проблеме:
- Снижение количества наиболее часто встречающихся в дошкольном возрасте заболеваний за счет реализации индивидуального подхода к каждому воспитаннику и системы оздоравливающих мероприятий.
- Отслеживание и выявление детей с частыми простудными заболеваниями, выявление причины заболеваний.
- Совершенствование системы физического воспитания на основе внедрения новых методик и технологий.